11 Июля 2019
Автор: Назар Степорук
В современном мире создавать игру и не выделять бюджет на маркетинг равно самоубийству. Если крупный ААА-проект не снабдить должной рекламой, не следует ожидать хороших продаж. Это касается даже сиквелов уже известных франшиз. Например, издание Square Enix решило, что для продвижения Shadow of the Tomb Raider хватит нескольких видео и геймплейной демонстрации. Как итог, продажи не оправдали ожиданий, а ведь все могло быть иначе. Но есть компании, которые не жалеют средств на маркетинг. На рекламу определенных проектов выделяется едва ли не больше денег, чем на разработку. Создается хайп благодаря огромному количеству материалов, роликов, иногда даже знаменитостей привлекают. И это работает, на релизе такой проект обязательно покупают, а вот его дальнейшая судьба тема другого разговора. Мы собрали десять хайповых игр, о которых сейчас почти никто и не помнит. В современном мире создавать игру и не выделять бюджет на маркетинг равно самоубийству. Если крупный ААА-проект не снабдить должной рекламой, не следует ожидать хороших продаж. Это касается даже сиквелов уже известных франшиз. Например, издание Square Enix решило, что для продвижения Shadow of the Tomb Raider хватит нескольких видео и геймплейной демонстрации. Как итог, продажи не оправдали ожиданий, а ведь все могло быть иначе. Но есть компании, которые не жалеют средств на маркетинг. На рекламу определенных проектов выделяется едва ли не больше денег, чем на разработку. Создается хайп благодаря огромному количеству материалов, роликов, иногда даже знаменитостей привлекают. И это работает, на релизе такой проект обязательно покупают, а вот его дальнейшая судьба тема другого разговора. Мы собрали десять хайповых игр, о которых сейчас почти никто и не помнит.
1. Anthem
Пациент мертв, несите следующего. А как еще охарактеризовать Anthem и все действия BioWare касательно этой игры? До релиза в прессе создавался ажиотаж, новости с какими-то материалами возникали постоянно. Издательство Electronic Arts не жалело денег на рекламу, выпускались специальные видеодневники, появилось много трейлеров, а для русскоязычного сегмента даже сняли ролик с озвучиванием от Николая Дроздова в стиле передачи «В мире животных». А затем случился релиз, и все увидели, насколько сырой и недоделанной получилась Anthem, некоторым игра едва PS4 не сломала. Аудитория быстро уменьшалась и сейчас за проектом следит минимальное количество человек. И те недовольны недавними обновлениями от BioWare.
2. Star Wars: The Force Unleashed 2
В этом случае хайп создавался не только при помощи маркетинга, хоть грязные приемы присутствовали. Вспомнить хотя бы использование в промоматериалах известных персонажей, например, Мастера Йоду. На деле же оказалось, что эпизоды с ними имеют минимальное отношение к сюжету. Проект рекламировали сами фанаты, работало сарафанное радио, ведь первая часть серии понравилась многим. Когда вышел сиквел, энтузиазм поклонников исчез почти мгновенно. Кампания на шесть часов, повторяемые локации, филлеры с известными героями — все это сильно расстраивало. Да и бегать коридорами, используя уже знакомые механики, надоедало. Причин достаточно, чтобы быстро отправить The Force Unleashed 2 в далекие уголки архива индустрии.
3. Watch Dogs
О проекте начали говорить благодаря многострадальной демонстрации, проведенной на Е3 2012. В постановочном ролике показали мрачный Чикаго, возможности взлома, прекрасную графику и динамическую смену погоды. Миллионы пользователей моментально влюбились в Watch Dogs. Проект даже окрестили убийцей GTA, но на релизе обожание сменилось ненавистью. Оказалось, что Ubisoft провела мощный даунгрейд графики и от первоначальной демонстрации осталась только общая концепция. Здесь уместно сказать, что хайп вокруг проекта сразу не утих, форумы некоторое время еще кипели от злости пользователей за такой наглый обман. Потом все забыли эту неприятность, а вместе с ней и саму Watch Dogs. А ведь игра была неплохая, но маркетинговый подход все запорол.
4. Call of Duty: Ghosts
В Call of Duty: Modern Warfare 2 присутствовал персонаж Гоуст, который сильно понравился сообществу. О его незаурядной судьбе еще долго говорили после релиза игры. Издательство Activision решило воспользоваться хайпом и выпустить Call of Duty: Ghosts — проект об отряде «Призраков» с совершенно другими героями и сеттингом. Многие обратили внимание на проект из-за созвучия с именем любимого персонажа. Да и маски с черепами в новой части использовали не зря, ведь именно такую носил Гоуст. В общем, реклама сработала, игра разошлась огромным тиражом и оказалась крайне скучной подделкой. Сеттинг не цеплял, антагонист совсем блеклый, как и главные герои. А управление собакой стало единой интересной фишкой.
5. Homefront: The Revolution
Классический пример откровенно плохой игры, которую пытались вытащить за счет маркетинга. В предварительных материалах демонстрировали бравый отряд партизан, который спасает Филадельфию от агрессоров из Северной Кореи, динамичные перестрелки, разнообразные локации. Только вот многие помнили, что оригинал получился откровенно проходным и не повелись. А остальная часть аудитории еще на релизе плевалась от однообразных миссий с освобождением районов и плохого технического состояния. Homefront: The Revolution могли спасти перестрелки, если бы они были интересными. А нет, искусственный интеллект оказался еще хуже, чем в первой части. Геймеры сокрушались немного, сделали рефанды или просто оставили игру в библиотеке для количества. Сейчас о ней вспоминают разве в подобных материалах.
6. Gears of War 4
Gears of War 4 — классический пример плохого позиционирования игры. С рекламой проекта был полный порядок, Microsoft не жалела средств и о возвращении легендарной франшизы трубили со всех уголков. Но фанатов не удалось заинтересовать, ведь Маркус Феникса с командой брутальных солдат заменили молодые бойцы. Персонажам недоставало харизмы, а маркетологи не сочли нужным раскрыть протагонистов в промоматериалах. Сам Феникс появляется в середине игры и только в качестве неиграбельного напарника. Фанаты с подозрительностью наблюдали за проектом, и большинство решило не покупать. В тот момент Xbox One уже проиграла консольную войну PS4, а на PC многие отказалась приобретать Gears of War 4 из-за эксклюзивного распространения в Windows Store.
7. Duke Nukem Forever
Рекламы Duke Nukem Forever не то чтобы было много, но фанаты сами устраивали ажиотаж. «Ядерный Дюк снова в деле после стольких лет», — трубили олдфаги на всех форумах. Шутер позиционировался, как долгожданное возвращение, а на релизе оказалось, что проект морально устарел. Невзрачная графика, скучная стрельба и только некоторые шутки от главного героя могли скрасить прохождение. Duke Nukem Forever попала в производственный ад, ее несколько раз отменяли, разработчики судились из-за авторских прав и тому подобное. На момент 2011 года игра выглядела слишком плохо, потому фанаты помянули франшизу добрым словом и решили о ней забыть.
8. Daikatana
Фраза «игры от Джона Ромеро» на стыке веков многое значила. На идейного вдохновителя Doom, Wolfenstein 3D и Quake фанаты возлагали большие надежды. А для продвижения Daikatana использовалась агрессивная реклама. Маркетологи придумали фразу «Джон Ромеро сделает тебя своей с***ой» и форсировали ее во всех источниках. Многие с нетерпением ожидали, что же такого покажет новая игра. В 1997-м Daikatana не вышла, релиз отложили на три года, и проект оказался морально устаревшим. Стрельба, глупые напарники, геймдизайн — все это вызывало отвращение у пользователей. Разочарованию не было пределов, потому пользователи сделали вид, что Daikatana никогда не выходила.
9. Batman: Arkham Origins
После успешной Arkham City серия о приключениях Темного Рыцаря пользовалась огромной популярностью. Студия Rocksteady не спешила с заключительной третьей частью, потому издательство Warner Bros. поручило внутренней студии склепать приквел. Да, именно что склепать, ведь авторы взяли все наработки оригинальной еще на тот момент дилогии, создали полностью безликий открытый мир и историю Брюса Уэйна, который только привыкает к роли Бэтмена. Повествование получилось средним, а остальные аспекты паразитировали на идеях Rocksteady. Боевая система, испытания, дополнительные миссии и даже гаджеты — все было скопировано с предыдущих частей. Именно потому многие фанаты вычеркнули приквел и считают Batman: Arkham трилогией.
10. Mass Effect: Andromeda
Предыдущее неудачное творение студии BioWare продвигалось по похожей с Anthem схеме. Много денег было потрачено на маркетинг, плюс возвращение старой франшизы. Это отлично сработало и градус ожидания Mass Effect: Andromeda был на высоком уровне. А затем все купили игру, вошли в нее и увидели бледную и крайне скучную подделку с ужасной лицевой анимацией. Проект получил низкие оценки от прессы, а фанаты рвали на себе рубашки от ярости. Ненависти на Andromeda вылилось столько, что разработчики не справлялись с комментариями и ответами. «Лучше бы о проекте забыли сразу после релиза», — наверняка так думали авторы, когда разгребали тонны хейта.