Музыка в стиле Doom. В чем секрет саундтрека легендарной игры

На выставке Quake Con, которая пройдет с 17 по 20 июля, состоится премьера перезапуска Doom. Было бы лукавством сказать, что мы почти ничего не знаем о грядущей игре — это же Doom. Судя по аббревиатуре UAC на оружии показанного в трейлере чудовища, мы снова окажемся на Марсе, наводненном демонами. Еще одна тонкая деталь: звук открывающейся двери в ролике — такой же, как в Doom и Doom 2. Этих двух моментов оказалось достаточно для того, чтобы зарядить нас желанием рассказать вам о Doom чуть больше, чем «это игра про коридоры, демонов и дробовик».

Одна из лучших вещей, которые есть в первых двух частях Doom — это саундтрек. С момента выпуска оригинальной игры прошло двадцать лет, а поклонники по-прежнему записывают каверы на композиции, сочиненные Бобби Принсом, и не планируют останавливаться. Минутку… сочиненные? Здесь и начинаются интересные открытия.

Американский композитор Роберт «Бобби» Принс знаменит своей работой над Doom, Doom 2 и Duke Nukem 3D. Принс долгое время сотрундичал с id Software, начав с самой первой Commander Keen, но всегда был внештатным работником. Офису он предпочитал домоседство и изоляцию. Ввиду достаточно долгой истории партнерства, работники id не возражали против такой схемы.

Когда была написана Doom Bible, Том Холл, один из основателей компании, заглянул к Принсу и вручил ему экземпляр. В «Библии», как называли в id этот дизайн-документ, достаточно подробно расписано устройство игры, действующие лица и происходящее в эпизодах. И хоть от многого описанного Холлом в Doom Bible id в итоге отказались по массе причин, Принсу было достаточно данных для вдохновения.

Направить Принса взялся Джон Ромеро. В различных источниках указывается, что однажды он занес композитору кассету с Black Sabbath эпохи Тони Мартина.

Согласно другим данным, кассет было несколько, и на них был записан различный актуальный металл. Сам Принс вспоминает тот эпизод так: «Id хотели, чтобы музыка в Doom была преимущественно тяжелой». Как бы то ни было, в процессе работы Принс совершенно точно слушал не только Black Sabbath, а уж разработчики подкинули ему пару правильных альбомов, или он сам поинтересовался — не имеет никакого значения.

Вот несколько примеров.

Doom — E1M1 — Metallica

Пожалуй, самая знаменитая композиция из Doom, которая и открывает игру. Часто указывается, что эту мелодию Принс подрезал из песни No Remorse группы Metallica.

Сам принцип риффа использовался в металле второй половине восьмидесятых достаточно часто. В видео ниже композицию сравнивают с песнями разных артистов вплоть до группы «Ария». Самой близкой кажется песня Hooked группы D.R.I.

Doom — E2M1 — AC/DC

Основу композиции, которая звучит на первом уровне второго эпизода «Shores of Hell», Принс позаимствовал у автралийской группы AC/DC. Песня Big Gun, о которой идет речь, стала заглавной композицией фильма «Последний киногерой» (Last Action Hero) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. На эту песню также был снят самый стыдный в мире клип.

Doom — E3M1 — Pantera

Рифф, звучащий на протяжении всей темы первого уровня третьего эпизода Doom «Inferno», украден у американской группы Pantera. Речь идет о песне Mouth for War с альбома Vulgar Display of Power.

Doom — E3M3 — Slayer

Действие третьего уровня третьего эпизода разворачивается под дословную цитату песни Behind the Crooked Cross группы Slayer. Концерт этого замечательного коллектива 4 августа в Москве, кстати, находится под угрозой срыва в исполнении религиозных активистов.

Doom 2 — Dead Simple — Slayer

Седьмой и последний в первом эпизоде Doom 2 уровень Dead Simple — и снова Slayer, песня South of Heaven.

Doom 2 — Refueling Base — Black Sabbath

В основу одной из самых мрачных композиций всего саундтрека легла песня After All (The Dead) песни Black Sabbath с альбома Dehumanizer 1992 года.

Doom 2 — The Courtyard — Pantera

Здесь Принс снова обратился к Pantera. Песня This Love.

Doom 2 — Barrels o’ Fun — Alice in Chains

В этом треке Принс вдохновился творчеством сиэтлской гранж-команды Alice in Chains. Речь идет о песне Them Bones с альбома Dirt — пожалуй, самой тяжелой (и популярной) пластинки группы.

Doom 2 — Bloodfalls — Alice in Chains

Снова Alice in Chains и альбом Dirt, но на этот раз — депрессивный боевик (кажется, так умели только AiC) Angry Chair.

В интернете принято ругать Принса за плагиат. Здесь важно знать о нескольких вещах. Во-первых, в любом прикладном творчестве — будь то иллюстрации, концепт-арты или саундтреки — есть такое понятие как «референс». Это произведение, которое выдается артисту для ориентира: сделай, как вот тут, но по-другому. Собственно, с этой задачей Принс справился. Интересно, что композитор до старта карьеры музыканта был адвокатом, и доподлинно знал, сколько и как можно украсть, чтобы потом не получить от правообладателей иск.

С учетом того, что все использованные песни были актуальны в конце восьмидесятых — начале девяностых, Принс сделал саундтрек еще и конъюнктурным. А вся хорошая музыка, как известно, на что-то похожа. Если бы в 1993 году мне было достаточно много лет, чтобы сыграть в Doom и узнать в саундтреке мелодии любимых групп, я был бы счастлив.

doom_imp_h2-2079441

Сейчас, когда мы играем на устройствах с усредненными техническими возможностями, слово «мультиплатформа» для нас означает лишь то, что кроме пользователей Xbox 360 в Titanfall играют еще и владельцы PC и Xbox One. В девяностых все обстояло иначе, и на разных платформах игры выглядели и звучали подчас совсем по-разному. Doom из их числа.

Зомби-верблюды, демоны-котики

doom_demon_h1-3062389

Звуковые эффекты игр из девяностых — бездонная тема. Оригинальный звук для игр стали записывать сравнительно недавно, но и по сей день в отдельных случаях саунд-дизайнеры пользуются библиотеками общего доступа. Причем их содержимое подчас применяется самым нетривиальным образом. С полной картой звуковых эффектов Doom можно ознакомиться здесь.

Для озвучения звуков смерти зомби и бесов в игре использован крик верблюда из библиотеки Sound Ideas.

Оба звука можно услышать в самом начале уровня The Necropolis из первого эпизода игры.

Проверить принадлежность треков к этим библиотекам можно здесь. И поищите новые, это увлекательно!