Обновленная версия Grand Theft Auto 5 для PC вышла 14 апреля. Ниже вы можете прочитать рецензию на оригинал для PS3 и Xbox 360, релиз которого состоялся 17 сентября 2013 года. Несмотря на то, что эти две версии разделяет полтора года, текст не потерял актуальности: шедевр от студии Rockstar все еще заслуживает высшей оценки.
Под палящим солнцем в городе Лос-Сантос судьба сводит три одиночества: Майкла — бывшего медвежатника, а ныне зажиточного лентяя-алкаша, Франклина — темнокожего угонщика из гетто, и Тревора — сумасшедшего реднека, бывшего подельника Майкла, похожего на осатаневшую версию Джека Николсона из «Сияния». Несмотря на некоторые обиды из прошлого и противоположные характеры, совсем скоро, с помощью четвертого соучастника — гения-инвалида по имени Лестер — они превращаются в виртуозную банду грабителей. Примерно тогда же в их жизни начинают появляться обязательные для подобной истории персонажи: миллионеры с бандитскими привычками, алчные кинопродюсеры, азиатская мафия и другие герои криминальных сводок. Особое место в этом балагане занимают призраки прошлого.
Серия Grand Theft Auto всегда отличалась исключительно мужским характером. Дело даже не в абсолютной свободе действия, данной героям, и вытекающих из этого картин, а в том, что женские персонажи в здесь никогда не получали главные роли. Пятая часть в этом плане не изменяет традициям — история расписана между тремя главными и еще дюжиной прочих мужских героев, а женщины в кадре появляются лишь в эпизодических сценах, уступая сильному полу почти все экранное время. Такая позиция заслуживала бы всеобщего порицания, если бы Rockstar не были мастерами по возведению почти эталонных произведений про «мужчин за работой». В этом плане GTA V берет пример с главных творений массовой культуры в этом не самом распространенном жанре — «Схватки» Манна и «Бешеных псов» Тарантино.
Как и в вышеперечисленных произведениях, формула GTA V строится на взаимоотношениях главных персонажей. Это первая игра сериала, где задействовано сразу три героя, между которыми можно свободно переключаться по ходу игры. На бумаге казалось, что этот геймплейный финт Rockstar задумали только для того, чтобы как-то разнообразить прохождение сюжетной компании; оказалось, все немного сложнее. Переключение между персонажами заметно разгоняет ритм повествования — было бы желание. Переход от одного героя к другому сравним с монтажными склейками, позволяющими сводить к минимуму хоть сколько-нибудь затянутые сцены, а также нудные перемещения по карте. Самым известным эпизодом GTA V уже стала миссия про азербайджанского мафиози: пока в ангаре на задворках Лос-Сантоса Тревор работает с информатором (это отдельная история), на побережье Майкл через прицел снайперской винтовки высматривает жертву в толпе бородатых иммигрантов в спортивных костюмах.
Но самое интересное в GTA V происходит во время сцен ограблений — масштабных миссиях из нескольких фаз: подготовительных заданий, выбора плана, найма подельников и самой операции. Ограбления — де-факто лучшее, что есть в GTA, не считая самого Лос-Сантоса (об этом позже). Если вы любите действовать напролом, как Тони Монтана в финале Scarface, берите нескольких крупных головорезов с пушками, влетайте в помещение и решайте задачу с соответствующим размахом. От любителей эффектных ограблений потребуется больше усилий: придется раздобыть нужное оборудование, выстроить план и только потом, поэтапно, привести его в исполнение. Второй вариант в большинстве своем не только приносит больше удовольствия, но и складывается драматичнее любых других. Сцена ограбления ювелирного магазина при помощи усыпляющего газа в самом начале игры в итоге перерастает в скоростную погоню через весь Лос-Сантос на мотоциклах, с участием десятка полицейских автомобилей и вертолета — все, как в лучших голливудских боевиках.
Впрочем, ни три главных героя, ни эффектные сцены ограбления, не имели бы никакого значения, если бы не их среда обитания. Дело не только в размерах города — он огромен — в каждом его квартале кипит жизнь. Для достижения эффекта авторы Grand Theft Auto V наводняют Лос-Сантос важными деталями: побочными миссиями, разнообразными мини-играми, колоритными персонажами и так называемыми случайными «энкаунтерами» (внезапные мини-задания на улицах города), перекочевавшими сюда из Red Dead Redemption — например, поймать за руку карманника. Побывавшие в настоящем Лос-Анджелесе без труда сориентируется и в Лос-Сантосе; это сокращенная, но «рабочая» копия города, в котором хочется жить, устраивая с виртуальными друзьями поединки по гольфу или теннису, занимаясь дайвингом, охотой, игрой на бирже или просто просаживая деньги в стрип-клубах или в дорогих барах Вайнвуда.
Кроме того, Rockstar с маниакальной дотошностью провели работу над ошибками, допущенными в четвертой Grand Theft Auto. Управление автомобилем стало на порядок удобнее — как и в жизни, теперь не нужно быть гонщиком, чтобы ездить по городу без столкновений; игрок не отвлекается на бесконечные переговоры по телефону с другими персонажами — теперь вы сами выбираете модель поведения своего героя; перестрелки и система укрытий, как замечалось ранее, заимствованы из Max Payne 3. Наконец, кроме переключения между персонажами в игре вообще нет монтажных склеек и каких-либо «подгрузок».
Единственное, чего не хватает в GTA V — революции. Улучшив буквально все важные аспекты игры, в Rockstar не решились ломать неизменный, немного прямолинейный характер серии — если вы хоть раз в жизни играли в GTA, вы почувствуете его с первых кадров нового выпуска. Отсутствие громких инноваций почему-то ставят в вину игре от Rockstar, ворчливо причитая, что, мол, самый дорогой проект в истории должен быть по меньшей мере откровением и мессией. Сейчас это невозможно: за десять лет с GTA мы выучили наизусть многие ее трюки. GTA V берет не сказочными сюжетами с множеством поворотов, о которых ни в коем случае нельзя рассказывать — ее прелесть в реализме, слаженной работе всех игровых механизмов, невероятном внимании к деталям и общем размахе происходящего. Под конец поколения PS3 и Xbox 360 и без того феноменальный проект Rockstar вырос в выдающуюся во всех смыслах игру.
iFruit — вполне логичное дополнение к GTAV, но не с точки зрения удобства, а скорее из-за трендов, которые диктует современная индустрия. Видно, что приложение делалось несколько в попыхах, поэтому из реально полезных вещей только Los Santos Customs, где можно апгрейдить тачки главных героев: сделать себе уникальный номер, прокачать движок, покрасить все это и после проверить в игре. Пресловутое тамагочи с псом Франклина Чопом задалбывает уже на второй день, виной чему по большей части push-уведомления из серии «Чоп посрал — уберите за ним». Учитывая глубину оригинальной игры, подобное приложение можно рассматривать лишь как шутку Rockstar, которую — конечно — надо просмотреть в обязательным порядке (даром, что бесплатно), посмотреть и… пойти играть в GTA V.
GTA V в продаже для PS3 и Xbox 360. Рецензировалась версия для Xbox 360.
Мультиплеер GTA V выйдет в виде самостоятельного дополнения GTA Online, которое станет доступно владельцам игры с 1 октября.
Система оценок Gmbox