10 Мая 2017
Автор: Kasumov Rustam
“Обещанного 3 года ждут” — гласит народная мудрость. Интрига уже содержится в этой поговорке: как? Вы разве не видите? Та самая цифра 3, которую панически боится сам Гейб Ньюэлл. Зашибать баснословные бабки на скинах CS:GO — это замечательно. Но призрак похороненной креативности нет-нет да и выскочит из-за угла с заунывным воем. Однако мистер Ньюэлл скорее наймёт самых дорогих экзорцистов, чем прислушается к требованиям беспокойного духа.Вместо главы Valve сеанс спиритической связи решили провести разработчики из техасского подразделения Arkane Studios. Стол Уиджа был подготовлен, свечи в комнате потухли, стрелки завертелись, буквы сложились в таинственную комбинацию “Half-Life 3”. Техасцы, не долго думая, засели за работу. И что же у них получилось?
Добро пожаловать на Talos I
И прямо сходу — жирный плюс за сеттинг. Альтернативная история, в которой мудрый Кеннеди выжил после покушения, и даже буйный Хрущёв перед лицом инопланетной угрозы прислушался к гласу разума. США и СССР, вместо воплей о красной угрозе и показа Кузькиной матери, стали вместе строить космическую станцию — клетку для пришельцев.А всё потому, что появилась истинная угроза — чёрная, как сам древний космос. Инородная, враждебно настроенная “жизнь”, для которой переместиться в параллельную Вселенную проще, чем в домашних трениках сбегать за пивом в соседний ларёк — это вам посерьёзнее будет, чем прогнивший империализм и заразный коммунизм вместе взятые.
Правда, потом — как водится — всё отдали на откуп торгашам, и Talos I стала коммерческим проектом. Некоторое время станция процветала, но к началу игры положение дел стало напоминать чаепитие у Безумного Шляпника. Каждая кружка может быть мимиком, ведь Тифоны (пришельцы) вырвались из центрального блока и стали истинными хозяевами преемницы МКС, а “гости” (то есть люди) либо обезумели от страха, либо мертвы, либо ещё чего похуже.“Куда уж хуже!?” — спросите вы. Для ответа на этот вопрос достаточно увидеть хотя бы одного Фантома. “Они могут быть везде, это может быть каждый из нас” или “А я ведь когда-то мечтал, чтобы мы были не одни во Вселенной” — вещают эти твари страшными, искорёженными голосами. И тут приходит понимание: глубоко под слоями инородного вещества — и ментального контроля Тифонов — ещё остаётся чуть-чуть человека. Но его уже не спасти.
Учёный-алиен или секьюрити-инженер? Вот в чём вопрос.
Насмотревшись на несчастных Фантомов, возникает один из двух ключевых вопросов: а стоит ли вообще устанавливать себе инопланетные нейромоды? Превратиться с разбегу в рулон туалетной бумаги и закатиться в маленькое окошечко запертой наглухо будки секьюрити, где лежит миллион патронов для всего — это, вне всяких сомнений, круто. Раздавить сразу несколько мимиков Кинетическим ударом их же старших собратьев — зрелищно и эффективно. Но чем за всё это потом придётся расплачиваться? Уж не тотальным ли безумием?И тут стоит упомянуть про второй ключевой вопрос — уже где-то на 45-й минуте игры приходит понимание: скорее всего, предлагаются две концовки. Одна — благородная, но из рук вон плохая. Вторая — сомнительная. Но тоже, скорее всего, хреновая. Спойлерить не будем, но моральный груз просто чудовищный. И думай теперь — стоит ли добавлять к этому сложному миксу ещё и клетки врага (врага ли? а вдруг всё обернётся, как в Метро 2033 с “чёрными”!?) в собственном мозгу.
Все эти философские метания влияют на геймплей. Который, как ни странно, больше всего напоминает не System Shock, Bioshock или даже Half-Life, а Deus Ex. Каждая локация представляет собой некую “загадку”, которую можно решить несколькими способами. Секьюрити активирует bullet-time, и, как заправский Нео, расстреляет даже самых опасных тварей из обычного пистолета или дробовика. Учёный взломает электронные системы и пойдёт в обход. Инженер починит сломанные турели и предоставит им разбираться с пришельцами. Ну а адепту знаний Тифонов доступно совсем уж безумное дерьмо, вроде телепатии и превращения в любые объекты.
Грамотный олдскул и правильная дань моде
Будьте уверены: вам понадобятся навыки, связанные не только со стрельбой и уничтожением инопланетян. Prey воссоздаёт опыт былых деньков игростроя, и совершенно не держит вас за руку. Отметка квеста всего в 10 метрах от вас — за закрытой дверью? Не прокачали скилл взлома 4-го уровня или переноса коробок максимального веса, чтобы отодвинуть их и проползти по вентиляции? Всё это — ваши проблемы.Магнитная карточка наверняка лежит вообще в другом блоке станции — вернитесь, выполните пару-тройку побочных квестов, авось и найдёте. Ну или соберёте нужное количество нейромодов на один из нужных скиллов. Prey подобным образом “наказывает” тех, кто ломится по основному сюжету. Да и зачем по нему ломиться? Всё ясно с самого начала. Наоборот: следует выяснить тонкости, прежде чем сделать выбор между хреновым и очень хреновым вариантом кульминации.
Кстати, к нелинейному исследованию нужно добавить ещё и ГИПС-пушку. Она нужна не только для того, чтобы склеить парочку мимиков и любовно охаживать их разводным ключом. При помощи быстрозастывающей жижи можно конструировать полноценные лестницы! Так что небольшой спойлер-совет: во всех крупных залах смотрите вверх. Если виднеется интересный балкон или вентиляция, вполне возможно, что туда можно вскарабкаться, нарисовав несколько зигзагов замороженными “соплями” на стенах.Ну а в качестве правильной дани моде в игре присутствует очень приятный манчкинский крафтинг. Любую ненужную вещь — от останков тифонов до дубликата лучевой пушки — можно переработать. Ресайклер Transtar, быстро переварив, выдаст вам всё в виде весёленьких кубиков, делящихся на 4 вида вещества. Находим рецепт, загружаем необходимое в фабрикатор, и получаем нечто действительно нужное: нейромод или патроны для дробовика.
FNAF
Что расшифровывается как Five Nights at Freddy’s. В этом разделе мы решили собрать всю критику, дабы было понятно, почему Prey не получит оценку вроде “OMG 12 из 10!!!”. Первое — это добавление дешёвого хоррора прыгательно-пугательного пошиба. На наш взгляд, не стоило бы серьёзной научно-фантастической игре опускаться до таких балаганных приёмов, но ничего не поделаешь: хоррор — один из самых любимых жанров ютуберов. Приходится идти на поводу у публики.Второе — небольшое количество печатного лора. Сначала кажется, что его невероятно много, но достаточно скоро обрывки научных статей, отчёты, художественные произведения и даже электронные письма начинают повторяться. Для такой игры можно было и постараться, но этого не произошло. В общем, Библиотеку имени Ленина и Skyrim здесь в любом случае не собрать.
Третье — “мини-игра” по взлому дверей. WARNING: самые нетерпеливые сломают множество контроллеров или клавиатур. Эпилептический, жутко дрожащий шарик нужно провести по лабиринту препятствий. Любой удар — и он начинает скакать, как в пинболе. Даже на первом уровне сложности даётся секунд впритык, а далее — вообще нереально. За провал — электрошок, отнимающий часть жизней. Когда вкачаешь в эту ветку 8 нейромодов (по квестовой необходимости), а потом пользуешься ей по минимуму — бесит дичайше.Можно было бы пройтись по дизайну врагов, но мы в минус это записывать не будем, так как он вполне соответствует лору. В конце концов, нечто из глубин древнего космоса, способное манипулировать пространством и тёмной материей, не должно напоминать грендайзера, зомби или орка. Хоть Фантомы человекоподобны: есть кому засадить свинца прямо в мерзкую рожу (или нечто вроде рожи…) — и на том спасибо.
Adrift — один в холодном космосе
Но хватит критики — вернёмся к хвалебным песнопениям. Можно смело сказать, что Prey уникальна в плане морально-этического выбора. В том же Deus Ex всё просто: люди без кибернетических аугментаций — устаревший вид. Если кто-то помешал вашему безупречному прохождению — можно и пристрелить тихонечко. То же самое и в обеих частях Dishonored: Корво — начальник императорской разведки. Ну что он, на такой должности никого не убивал? А Эмили вообще: вместо мыслей о бюджете, урожае и гражданах предпочитает смотаться из замка и прыгать по крышам, аки мартовская кошка. Песня Ирины Аллегровой “Шальная императрица” — это про неё.Prey — совсем другое дело: там специфика не в чистом стэлсовом прохождении. Всю игру, помимо будничных проблем — как вкачать дробовик на максимальный урон, где карточка вон от той двери, как бы раздобыть ещё 5 нейромодов — вас будет волновать вопрос Чернышевского: ЧТО ДЕЛАТЬ? Выбор одной из двух (двух ли?…) плохих концовок запомнится на долгие годы.
Ещё один отпечатывающийся в мозгу момент — первый выход в открытый космос. Приглушённые звуки внутри скафандра, тихое шипение ракетного ранца, холодный свет далёких звёзд… 5 минут здесь и вы понимаете, что космос вряд ли дружелюбно настроен по отношению к человеку. Некоторые секции Talos I взорваны: трупы медленно кружатся среди взметнувшихся листов бумаги, научных приборов и вездесущих кофейных чашек — а вам в этом танце смерти надо найти нужный квестовый предмет. В общем, красотища.Но не все на Talos I мертвы или превратились в Фантомов. Тут хорошо привести пример, как НЕ надо делать: Fallout 4. Люди в пустошах встречаются постоянно — то товары предложат, то шутки пошутят, а то и попросят выстроить им майнкрафтовских домиков и высадить майнкрафтовской морковочки. Это убивает атмосферу постъядерной безнадёги почти полностью. Prey не таков. Единичные встречи с выжившими неизгладимо врежутся в память, и только усилят чувство одиночества, когда их придётся покинуть.В целом, ежели выражаться высокопарно, Prey настоятельно рекомендуется истинным ценителям серьёзных sci-fi романов. Ну а если конкретно, то не проходите мимо, дорогие фанаты Deus Ex, System Shock, Bioshock, Dishonored и — чего уж там! — Half-Life. Глубокоуважаемый господин Ньюэлл, ну проснитесь же вы наконец! Никто не требует от вас непременно Вселенской Революции. Просто сделайте качественную игру, как эти ребята из Техаса.
+ Один из самых серьёзных космических sci-fi проектов за последние годы, стоящий особого упоминания наряду с Mass Effect 1 & 2+ Морально-этическая дилемма будет преследовать вас всю игру, а не проходить фоном, как в остальных представителях жанра+ Отличный заменитель халвы — без семечной шелухи и излишков мёда- Элементы самого дешёвого хоррора. Негоже это для sci-fi проекта- Мало внутриигрового чтива: книги и электронные письма очень часто повторяются. Не Skyrim- Мини-игра по взлому электронных замков. Вы скорее “взломаете” свой контроллер или клавиатуру, чем цифровую защиту двериОчень субъективная оценка: 11 ленивых Габенов из 10
Относительно объективная оценка: 9 из 10
Follow @Gmboxru Еще
riotgames
Подписчики: 3,2 млн
2018 World Championship: Top 20
shadbasemurdertv
Подписчики: 121 тыс
the lust of ass
starladder1
Подписчики: 475 тыс
[RU] Ninjas in Pyjamas vs Gambit Esports | GG.Bet Dota 2 Invitational | by Droog & Feaver
beyondthesummit
Подписчики: 710 тыс
LIVE: Aurora Esports club vs Invictus Gaming bo2 | Asia Pro League w/ @MLPDota
ninja
Подписчики: 11,7 млн
!streamys Happy Monday!! | @Ninja @teamninja on socials