Всё, что вы хотели знать о разводе Bungie и Activision, но боялись спросить

11 Января 2019

Автор: Kasumov Rustam

Какое прекрасное время, чтобы быть живым! Все мы стали свидетелями величайшего развода года, если не десятилетия. Нет, речь идёт не о бывшей жене основателя Amazon, которая внезапно стала самой богатой женщиной в мире, а о досрочном прекращении действия договора о сотрудничестве между Bungie и Activision. Отныне студия, подарившая миру Halo и Destiny, станет инди (если так можно выразиться о титане подобных масштабов), а Activision Blizzard пойдёт своей дорогой.Bungie разводится уже не в первый раз, но теперь — куда более удачно. Когда студия разрывала деловые отношения с Microsoft, от прав на Halo пришлось отказаться. Они и по сей день принадлежат Microsoft, которая силами 343 Industries готовит Halo Infinite. Десятилетний договор с Activision Bungie заключила в 2010 году, так что официально он должен был действовать ещё целый год. В этот раз, в отличие от истории с владельцами Xbox, удалось договориться полюбовно: Bungie сохранила за собой права на Destiny.Бизнес-аспекты громкого события и перспективы франшизы мы ещё обсудим, но сейчас у ПК-игроков, увлекающихся Destiny 2, наверняка есть резонный вопрос: а не выпилит ли Blizzard, оскорблённая в лучших чувствах, игру из Battle.net? Спешим вас успокоить, глубокоуважаемые сограждане: компания уже выпустила официальное коммюнике, в котором заявляет, что продолжит продавать и поддерживать как саму Destiny 2, так и весь дополнительный контент к ней.У каждого разлада серьёзных отношений есть фундаментальная и сиюминутная причина, и в случае с Bungie и Activision они прослеживаются весьма легко. По условиям контракта, студия была обязана каждые два года выдавать по новой Destiny, однако первая вышла лишь в 2014-м (вместо 2013-го), а вторая подоспела лишь к 2017-му. Стало ясно, что Bungie — даже с фантастическим бюджетом (как известно, первая часть обошлась в 500 млн долларов) и внушительным количеством сотрудников — способна только на одну Destiny раз в три года. При этом Activision — вернее, её студии, заточенные ровно под одну франшизу — исправно выдаёт по одной Call of Duty каждую осень, без сбоев и перерывов. Так что на лицо нарушение условий договора со стороны Bungie, и это — фундаментальная причина. Теперь — к сиюминутной. Как вы помните, ещё осенью Activision выразила недовольство по поводу финансовых результатов DLC Forsaken. Причём издателя не устроили не столько сами продажи, сколько пресловутый “шлейф доходов”, который оказался недостаточно большим.В Activision очень быстро придумали решение проблемы: ещё больше микротранзакций. На что Bungie дала вежливый, но решительный ответ, суть которого сводилась к тому, что видение будущего франшизы разработчиком и издателем разошлось. Дальновидные эксперты (Gmbox ненавязчиво намекает на себя) ещё тогда поняли: за ширмой хороших манер скрываются реальные проблемы и противоречия — такие, по сравнению с которыми любой beef русских рэперов покажется детской вознёй в песочнице.Провидцы были правы. Буквально через пару-тройку месяцев все эти расшаркивания в стиле “милостивые государи, не соизволите ли добавить ещё пригоршню микроплатежей?” превратились в досрочное прекращение деловых отношений. Для игровой индустрии это стало как гром среди ясного неба. Реакции весьма любопытны и, если можно так выразиться, показательны.Первым делом поздравлять Bungie ринулись Microsoft и Epic Games. Как известно, Microsoft сейчас весьма активно скупает талантливые студии, готовясь к жестокой битве на следующем поколении консолей. Не исключено, что компания может хотеть вернуть Bungie. Перспективы у такого развития событий захватывающие — для самой Microsoft, разумеется. Можно укрепить коллектив 343 Industries, работающий над Halo, а в дальнейшем и последующие Destiny сделать эксклюзивом Xbox. Конечно, Bungie пока что разглагольствует о сохранении независимости, да и рынок видеоигр уже не тот, что был 5 — 10 лет назад: сегодня не обязательно идти под крыло крупного издателя. Обладая добрым именем и внушительным портфолио, можно привлечь пару сотен миллионов долларов от китайских инвесторов, которые не будут лезть в творческий процесс, претендуя лишь на свой процент от продаж. Возможно, Bungie ждёт именно такое будущее.Однако помимо того, чтобы сделать качественную игру, её нужно ещё и эффективно распространять. И здесь мы вспоминаем сердечные поздравления от Epic Games, которые недавно запустили свой собственный магазин — Epic Store. Как известно, он предлагает куда более справедливый сплит разработчикам и издателям, чем Steam, и это уже подействовало на одну популярную франшизу-сервис.Ubisoft удалила The Division 2 с площадки Valve. Теперь ПК-игроки могут оформить предзаказ только в магазине французской компании — или же в Epic Store. Ну что тут скажешь, шальные деньги Fortnite действительно всколыхнули застоявшееся болото электронного игрового ритейла. Ясно, что саппорт Blizzard не продлится дольше жизненного цикла Destiny 2, а затем — в современном мире всё возможно. Не исключено, что на ПК Destiny 3 станет эксклюзивом магазина Epic.Кстати, раз уж мы заговорили о Destiny 3 — когда она выйдет? Аналитики Cowen & Company вангуют 2020 год. Честно говоря, для такого предсказания не надо быть экспертом семи пядей во лбу. Мы уже остановили, что комфортный темп работы для Bungie — одна игра в три года. 2014 — 2017 — прибавляем три — получаем 2020-й год. Всё вполне логично. Если верить инсайдерам и — что более важно — утечкам от AMD, производящей компоненты для двух заклятых врагов, именно в 2020-м мы получим новые консоли как от Sony, так и от Microsoft. Таким образом, третья Destiny, как и первая в своё время, может стать эпичным некстген-шутером, при этом не размениваясь на версию для предыдущего поколения. Во всей этой истории есть ещё и вторая сторона, Activision Blizzard, которую можно назвать условно пострадавшей. Хотя почему “условно”? Новость о разводе подоспела уже после закрытия торгов, и акции с тикером ATVI на NASDAQ упали на 7%. Ясно, что в ближайшие торговые сессии уход Bungie будет ощутимо давить на ценные бумаги компании. В конце концов, у Activision Blizzard не так уж и много талантливых студий, чтобы ими разбрасываться, а в данном случае потеряна ещё и интеллектуальная собственность, то есть франшиза Destiny.

Да и в целом у Activision Blizzard сейчас явно не белая полоса: анонс мобильного Diablo на Blizzcon стал самым настоящим провалом, а отказ от киберспортивной поддержки Heroes of The Storm явно свидетельствует о том, что компания перешла в режим жёсткой экономии. Не хочется заканчивать на минорной ноте, поэтому пожелаем Blizzard хотя бы через пару-тройку лет выпустить сногсшибательный Diablo 4 в духе второй части (циркулируют такие слухи), а Bungie — задуматься о радикальном ребуте Destiny и превращении её в долгоиграющий продукт а-ля Warframe, не заставляющий игроков начинать с нуля каждые три года.